menu
Всякая нация, любой народ обладает своими обычаями. Существует поверье, что тот, кто забыл обычай своих родителей, карается Богом и людьми.
Обычаи - это душа народа, желания, мечты и мысль. Передаются они из веков в века, от взрослого поколения к молодежи.
Украина славится своими народными песнями, танцами, ремеслом, былью, поговорками и другими премудростями. В силу сложившихся обстоятельств, наиболее чтят традиции в Западной Украине, в частности на Закарпатье.
Закарпатье - это многонациональный край. Здесь переплелись корни гуцулов, бойков, лемков, румын, венгров, словаков. Поэтому культура и традиции этого края, а также быт разнообразны.

На протяжении веков в закарпатских селах состоял обще установленный порядок - приобщение молодежи к жизненным нормам и ценностям коллектива.
Жизнь людей из поколения в поколение сопровождалась всевозможными обрядами и ритуалами, которые в образно-символической форме назначали обусловленные периоды жизни человека и кое-какие стадии созревания семьи. В соответствии с непосредственным циклом бытия человека сложился и комплекс семейных обрядов. Основные из них: свадебные, что освящали брак; родильные, которые отмечали рождении ребенка; погребальные и поминальные, связанные со смертью человека и чествования ее памяти.
Свадебный обряд, кой с незапамятных времен был популярен в быту закарпатского края, состоит из основных действий: сватовство, девичник («гусыни»), венчание, свадебный пир, переход молодого в дом мужа и расплетения косы, т.е. приобщения молодой в число женщин. Эти основные действия сопровождались разнообразными архаичными церемониями, такие как гадания, заговоры, заклинания.

Начиналось все со сватовства, когда послы молодого шли к родителям невесты заключать предварительное соглашение о браке. Было принято посылать сватов в свободное от полевых работ время - от Пасхи до Троицы. Старостами предпочитали уважаемых и остроумных людей, преимущественно родственников. С ними к девушке шел парень, его родители и брат или сестра. Были случаи, когда девушка не давала согласия на женитьбу. Тогда она возвращала старостам принесенный ими хлеб или давала молодому тыкву. В случае успешного сватовства, через определенное время, происходила помолвка - своеобразное скрепления договора о браке. Одним из важных условий этого договора было наделение молодых землей. Накануне свадьбы устраивалось расставание невесты и жениха со свободой, воплощалась в обряде девичника. Такие вечера устраивались отдельно в домах молодого. Это был обрядовый акт отделения молодоженов от не семейной группы молодежи. Девичник у молодой разнился особой лиричностью, потому символизировал прощание с родным домом и перевод в другой статус. Девушки-подружки «вязали Гильцы» - украшали цветами, лентами и букетами колосьев ветку сосны или вишни. Вместе с веточкой изготавливали маленький цветок или венчики для жениха и невесты. Плетение венков сопровождалось песнями. Ведь Украину называют краем барвинка. Барвинок - это оберег от всякой нечисти. В древности это растение вешали над дверью дома и никогда не выбрасывали на помойку, а только в воду, чтобы «он не погиб от жажды». Барвинок - это целебное растение. Упоминания о его свойствах достигают седой давности. Именно с тех времен барвинок прочно вошел в обиход не только закарпатцев, но и всего украинского народа, стал неотъемлемым элементом в свадебных обрядах. Его воспевают во многих песнях. Под эти песни девушки украшали голову невесты свадебным венком. В более древние времена это делала мать.
Венчание - традиционный свадебный обряд, с магическим, символическим и бытовым характером. В течение трех недель, от помолвки до венчания, священник трижды объявлял обществу о пошлюблении молодых. После третьего объявления суженые венчались.
Выходя из церкви, молодые смотрели друг на друга через свои калачики («чтобы видели свое счастье»), которые потом съедали вместе с вареными яйцами. Все это символизировало объединение родов.
Молодая пара, после свадебного пира в невесты, идет в дом жениха. На пороге дома семья кладет раскаленный уголь, «костер», для очистки, говоря такие слова: «чтобы молодые были чисты; как к огню ничего не берется, так и к ним ничего не принималось». Мать молодого одевает «кафтан» для встречи молодых и посыпает их пшеницей. На голове жениха ломают калач с целью обеспечения мирной, дружеской семейной жизни. Важным ритуалом в свадебном действе является танец молодой с парнями, который означает прощание с молодостью и расплетения косы.
Свадьба заканчивалось в понедельник циклами перезванных обрядов. Первый из них - обряд брачной ночи - включал переодевания молодой, вывод ее к гостям, демонстрацию ее целомудрия. Второй цикл символизировал присоединение невестки к новой семьи: растопки печи, приготовление обеда, угощения свекра. Третий цикл - это дележ каравая и дарения молодым и семье жениха.
Рождение ребенка - это условие признания законности семьи. Обряды, связанные с рождением ребенка, приобщением новорожденного к роду, семье образуют цикл родильной обрядности. Он состоит из ряда обрядов: рождения, очистка, избрание кумовьев, крестин.
Начинались родильные обряды с приглашения бабы-повитухи. Ее приглашал человек роженицы, который шел к ней с хлебом. Она, в свою очередь, шла принимать роды с хлебом, святой водой, зельем. Все действия, которые выполняла повитуха, считались магическими, имеющие сверхъестественную силу, и полезные для роженицы и новорожденного. Значительное распространение среди закарпатцев имел древний обычай имянаречения, который связывался с убеждением, что хорошо выбранное имя должно способствовать счастью и благосостоянию младенца.
Всегда почиталось на Закарпатье кумовство. Для крестника они были вторыми родителями. Крестины устраивали по христианским обрядам. На крестины приходили кумовья с крижмой - подарком новорожденному. Прежде чем идти в церковь, бабка-повитуха купала младенца, заворачивала в рубашку (мальчика - в отцовскую, девочку - в материнскую), укладывала на вывернутый кожух, а затем передавала куму, который вместе с кумой нёс ребенка в церковь.
В заключение остановимся на погребальных и поминальных обрядах.
Смерть человека всегда воспринималась как большое горе и вместе с тем как обычная необходимость: «если бы не умирали, то бы небо подпирали».
На случай смерти на Закарпатье в первый день в доме умершего собиралась молодежь и устраивала разные забавы («лопоткы», «ниточки», «упал в колодец» и другие). Прятать везли на санях в любое время года, а когда близко к кладбищу несли на руках. Похороны на санях - это древнейший обычай восточных славян, который сохранился до наших дней только в районах Карпатских гор. Поминали покойника через девять дней (девятый), сорок (сорок) и через год (годовщина).
Мы заглянули в часть истории Украины, а именно закарпатского региона. Это край, богатый культурой, традициями, обрядностью, костюмами, языком, бытом. Еще многое можно было бы рассказать о живописных уголках нашей Родины, и мы остановились на основных традициях и обрядах, которые каждый человек в своей жизни совершал. Ведь каждый из нас рождается, женится и, как ни грустно об этом говорить, умирает. Так улажена наша жизнь.
Ценим традиции родной земли - это наша память, наша благодарность предкам за богатства, дарованные веками.